В предверии затмения, что произойдет 1 августа 2008 года представляем публике алгоритм съемки полного солнечного затмения при помощи камер типа DSLR Canon EOS 350D, 400D, 450D, 20D, 30D, 40D и так далее…
Все ниже написанное и снимки-примеры - опыт работы во время Полного Солнечного Затмения 2006 года 29 марта (г.Кисловодск).
Для получения хорошего результата необходимы:
- телеобъектив или телескоп с фокусным расстоянием от 300 до 1000 мм (у меня был телескоп 80ED (F=600mm, D=80mm))
- DSLR камера Canon не старее 350D (!в камере 350D надо войти в раздел “Меню2″–>”Коммуникация” и выбрать режим “PC соединение”!)
- ноутбук
- проводочек USB для связи ноута и камеры
- шататив/монтировка с часовиком
- Солнечный фильтр (лучше полноапертурный)
- программа DSLR Remote pro ( http://www.breezesys.com/DSLRRemotePro/index.htm )
Выдержки и условие съемки (диафрагма F/D=7.5, ISO=200) для полной фазы затмения.
Во время полной фазы затмения используем все выдержки от 1 сек до 1/4000 сек с шагом в одну ступень (ступень - это значит, что следующая выдержка отличается от предыдущей в 2 раза: 1 секунда, 1/2 секунды, 1/4 секунды, 1/8 секунды, 1/15 секунды, 1/30 секунды, 1/60 секунды, 1/125 секунды, 1/250 секунды, 1/500 секунды, 1/1000 секунды, 1/2000 секунды и 1/4000 секунды).
1/2000 сек - видны протуберанцы и самая внутренняя корона.
1/500 сек - хорошо прорабатывается внутренняя корона на расстоянии 5 угловых минут от края диска Солнца (лимба; кстати, диаметр Солнца 30 угловых минут), протуберанцы тоже видны.
1/125 сек - видна средняя корона, на расстоянии до 15 угловых минут от лимба Солнца, но пересвечены протуберанцы.
1/60 сек - видна средняя корона, немного пересвечена внутренняя корона и сильно пересвечены протуберанцы.
1/30 сек - видна средняя корона, пересвечена внутренняя корона и протуберанцы.
1/15 сек - видна средняя корона, пересвечена внутренняя корона и протуберанцы.
1/8 сек - видна внешняя корона и лучи на бОльшую часть кадра; внутренняя корона и протуберанцы, частично средняя корона пересвечены. У кадра черный фон.
1/2 сек - видна внешняя корона и лучи на все поле зрения кадра; внутренняя, средняя корона и протуберанцы пересвечены; виден пепельный свет Луны! У кадра светлый синий фон.
1 сек - засвеченный кадр. Хорошо виден пепельный свет Луны. Данный кадр необходим на случай запыленной атмосферы, которая может сыграть роль естственного фильтра.
Вывод: во время полной фазы необходимо снять как минимум 13 кадров с экспозициями от 1/4000 до 1 секунды при ISO=200 и диафрагме F/D=7.5.
Как посчитать выдержки для Вашего объектива?
При изменении диафрагмы в n раз, необходимо менять выдержку/чувствительность в n2(в квадрат раз!)
Если поставите диафрагму F/D=15 при ISO=200, то все экспозиции необходимо будет увелить в 4 раза (от 4 сек до 1/500 сек).
Если поставите диафрагму F/D=8 при ISO=200, то можно экспозиции использовать указанные ранее (от 1 сек до 1/2000 сек).
Если поставите диафрагму F/D=4 при ISO=200, то все экспозиции надо будет уменьшить в 4 раза (от 1/4 сек до 1/8000 сек).
Техника съемки.
Для хорошей фокусировки лучше использовать экран ноутбука, выводя сразу изображения с камеры на ноут. Тогда менее вероятно не попадание в фокус. Если нет пятен на Солнце, то прейдется фокусироваться по краю диска Дневного Светила и темному краю Луны. Он должен быть четко очерчен.
Фокусироваться лучше всего с полноапертурным фильтром. Если Вы боитесь не попасть в фокус, а у Вас есть часовой механизм, то лучше зажать побольше диафрагму (увеличить число F/D), тогда глубина рескости возрастет. Но не надо этим сильно увлекаться. Более F/D=20 ставить не надо.
Для наших целей лучше всего подойдет серия с изменяемой экспозицией. Серия снимков с изменяемой выдержкой (или диафрагмой) называется брекетинг (вилка). Начинается она всегда с наибольшей серии в экспозиции, а указывать в настройках программы надо среднюю. Т.е. в нашем случае надо указать 1/60 сек с 13 шагами по 1 ступени. Тогда будет полная линейка.
Минимум за время затмения необходимо снять 3 серии по 13 кадров с выдержками от 1/4000 до 1 секунды. Т.к. в начале мы будем хорошо видеть восточную хромосферу с протуберанцами, в середине затмения внешняя корона будет хорошо прорабатываться, а в конце полной фазы мы увидем западную часть хромосферы с протуберанцами.
Если Вы снимаете с неподвижной камерой (без часового ведения), то надо учитывать ограничение максимальной экспозицией, за время которой Солнце, будучи на склонении 17 градусов (1 августа) не пройдет более 1 пикселя на камере.
F=500mm –> Tmax Exp=1/3 сек
F=200mm –> Tmax Exp= 1 сек
F=135mm –> Tmax Exp=1.5 сек
F=85mm –> Tmax Exp= 2 сек
Так для камеры с фокусным расстоянием F=300mm максимальная экспозиция составит около 0.75 сек. Значит можно либо увеличить чувствительность камеры до ISO=400, либо приоткрыть диафрагму до 1/5.6, что бы уменьшить экспозиции до серии 1/2 - 1/8000 сек(с центральной экспозицией 1/125 сек в серии из 13 снимков).
Алгоритм настройки программы “DSLR Remote Pro 1.7″.
1) Скачиваем последнюю версию программы DSLR Remote Pro 1.7 http://www.breezesys.com/DSLRRemotePro/index.htm (6 Мб)
2) Устанавливаем драйверы камеры на ПК/ноут (идут в комплекте с камерой)
3) Устанавливаем программу DSLR Remote Pro 1.7 (вам потребуется знание серийного номера)
4) Подключаем камеру к ПК/ноут через USB и включаем саму камеру
5) Включаем программу
6) Переходим в режим “M” на камере и переключаем фокус в режим “MF” (ручная фокусировка). Для более точной фокусировки желательно наличие полноапертурного светофильтра. Перефокусироваться надо каждые 10 минут во время частных фаз солнечного затмения, т.к. температура падает, что вносит изменения в оптическую систему объектива/телескопа. Фокусироваться надо по краю диска или по пятнам на поверхности Солнца (но их скорее всего не будет 1-го августа)!
7) После того как сфокусируетесь на экране ПК/ноутбука, выбираете серединную экспозицию серии автобрекетинга в поле “Tv” (например “1/60“)
8) В поле “Av” можно выбрать диафрагму только в том случае, если объектив обладает этой функцией (у объективов с резьбой M42 и у телескопов такой функции нет!). Для примера можно выбрать “8“.
9) В поле “ISO” выбираем чувствительность. Для примера “200“.
10) В поле “Size/Quality” выбираем тип компрессии снимка. Лучше снимать с полным разрешением, т.е. выбираем “Large/fine“. Но некоторые профи выбирают формат “Raw” или “Raw+L/fine“(создается одновременно 2 файла из одного кадра!), т.к. это дает бОльшую битность изображения (больше градация оттенков). Но при записи формата RAW тратится больше времени, чем при Large/fine!
11) Указываем папку куда сохранять через опцию: File–>Preferences
12) Затем идем в меню “Camera” настраиваем куда будут сохраняться снимки: если только на ПК/ноут, то ставим галочку на поле “Save to PC“(при USB2.0 и Large/fine на 1 серию уходит 25 сек), если сохранять на ПК/ноут и карту памяти в камере, то ставим галочку напротив “Save to Camera & PC” (но это дольше в 2 раза, при условии, что у Вас формат снимка Large/fine, USB2.0 и “X50″ скоростная Compact Flash - уходит 40 сек!).
13) Включаем режим автобрекетинга поставив галочку в поле “Auto-bracket” и входим в активирующуюся настройку “Settings…”
14) Указываем число кадров в серии автобрекетинга “Number of shots in sequence:“. Рекомендую “13”
15) Указываем шаг в серии автобрекетинга в поле “Stops separating each shot:“. Рекомендую “1 stop” (1 ступень). В это время галочка должна стоять на “Shutter speed“. Жмем “Ок“.
16) Что бы настроить съемку подряд нескольких серий, заходим снова в меню “Camera” и входим в область настройки “Time Lipse“. Тут можно настроить двумя методиками:
а) По колличеству серий, которые надо снять:
- если стаит галочка на “Start imamediately“, то серии начнет снимать с момента нажатия кнопки “Start”
- если стоит галочка на “Set start date and time“, то начнется съемка в указанный ниже момент времени (время берется системное с ПК/ноута!)
- в поле “Number of frames” указываем число СЕРИЙ (если не включать режим автобрекетинга, то это будет число КАДРОВ!). Теперь надо примерно рассчитать сколько серий за время полной фазы мы успеем отснять. На каждую серию из 13 кадров с центральной экспозицией в 1/60 сек при формате “Large/fine” и сохранении на ПК/ноут через USB2.0 требуется порядка 25 сек, а если в Вашем пункте наблюдений длительность полной фазы составляет 2 минуты 15 сек, то за это время Вы успеете отснять подряд более 5 серий. Значит ставим “6“.
- в поле “Intarval between frames (secs):” указываем промежуток времени между началом соседних серий в секундах. Так как нам надо снимать без задержек, а на каждую серию из 13 кадров с центральной экспозицией в 1/60 сек при формате “Large/fine” и сохранении на ПК/ноут через USB2.0 требуется порядка 25 сек, то можно поставить “20” сек. Даже если камера будет отставать от интервала, ни чего страшного. Лучше его выставлять длительность интервала меньше длительности одиночной серии.
- с началом полной фазы затмения жмем на кнопку “Start” (не забудьте сорвать солнечный фильтр!!!)
- после окончания полной фазы не забудьте одеть фильтр, что бы не сжечь камеру!
б) По времени начала и окончания полной фазы затмения. Для этого надо системные часы синхронизировать с точными часами!
- ставим в области Start галочку на “Set start date and time” и выставляем под ним время начала полной фазы
- ставим в области End галочку на “Set end date and time” и выставляем под ним время окончания полной фазы затмения
- в поле “Intarval between frames (secs):” указываем промежуток времени между началом соседних серий в секундах. Так как нам надо снимать без задержек, а на каждую серию из 13 кадров с центральной экспозицией в 1/60 сек при формате “Large/fine” и сохранении на ПК/ноут через USB2.0 требуется порядка 25 сек, то можно поставить “20” сек. Даже если камера будет отставать от интервала, ни чего страшного. Лучше его выставлять длительность интервала меньше длительности одиночной серии.
- жмем на кнопку “Start“. Появится обратный отсчет до начала ближайшей серии и до окончания съемки серии.
Если Вам повезет все снять, как описано выше, то в итоге при умелой обработке можно получить вот такой результат:
Ясного неба и удачных наблюдений!
PS 1) Значительно сократить время серии (с 25 до 21 сек) можно отключив предпросмотр!
2) На камерах типа 400D шаг надо указывать как “1/3″ ступени, что бы она была равна “1″!
3) Можно расширить экспозиции в область более долгих (до 2 сек при ISO=200 и диафрагме 1/8)
4) Запрограммировать предподьем зеркала
Автор статьи и всех снимков: Короткий Станислав
Обработка снимков: Мультиэкспозиция солнечной короны, Алгоритм обработки в Iris (рус.). Автор: Антон Чечкин (4D), программа Iris, обработка HDR в Iris (анг.), Получение композитного изображения солнечной короны, обработка снимков в программе Fitswork
Источники информации: Фотографирование солнечного затмения, Съемка неподвижной камерой (статья “Да останутся звезды точками!”), тема “Canon: серия кадров с разными экспозициями”, тема “DSLR Remote Pro”, программа DSLRobot,